Развитие образования в Японии
К XIX столетию, в школах джуку студенты были увлечены изучением западных наук. Они стали впоследствии играть активную роль в истории Японии. Во второй половине XIX столетия и позднее они внесли значительный вклад в энергичное движение Японии в овладении западной культурой. Так называемая политика «из Азии в Европу», предложенная Фукузава Юкичи, основавшего свою школу джуку, стала злободневной проблемой жизни. Некоторые из школ джуку позднее переросли в частные университеты, которые сохранились в современной системе образования Японии. Однако вернемся к прошлому этих школ. Общее количество школ джуку в эпоху Тогукава было примерно 1500. Их выпускники отличались своей образованностью и независимостью, т.к. свое образование они получали добровольно. Это оказалось возможным в условиях, когда появились новые социальные сословия, желавшие создавать независимые от общины семьи.
Содержание образования в школах джуку было в основном нацелено на искусство и классические науки. В них не было базовых учебных планов для вновь поступающих учеников. Однако в этих школах воспитывались такие характеры и такие качественно новые способности, которые прежде не существовали в среде японцев, но оказались востребованными в эпоху Токугава. С целью постоянного воспроизводства необходимой рабочей силы феодалы поддерживали эти школы материально, а затем стали вмешиваться в их управление, регулировать учебные планы и преподавательский состав, а также выдачу квалификационных свидетельств о полученном высшем образовании. Феодальными кланами были воины-самураи. Они стали создавать свои собственные клановые школы-ханко. Как и в школах джуку в некоторых ханш стали преподавать западные науки в дополнение к традиционным китайским дисциплинам.
В отличие от джуку, создаваемых добровольцами, клановые школы были основаны правящими властями. Первая такая школа была открыта в 1800 г. Вообще, клановые школы наиболее активно создавались на рубеже XIX столетия, и их число стало более двух сотен. Учениками и студентами были мальчики из сословия самураев от семи и до восемнадцати лет. Учебный план состоял, главным образом, из китайских наук, воинских искусств и официальной идеологии.