Развитие образования в Японии
Взамен прежних терминов «ребенок нации», «ребенок Тенно», «ребенок общины» появилось такое понятие, как «мой ребенок». Отныне школьное образование предназначалось не государству, не Тенно и не общине - а для «моего ребенка».
Японский правящий класс хотел сохранить централизованный имперский национализм, его пугала распространяющаяся тенденция индивидуализма. Но тенденция индивидуализма была естественным результатом развития рыночной экономики капитализма. Нет необходимости говорить о том, что японскому правящему классу пришлось догонять более развитые капиталистические страны, чтобы участвовать в экономической конкуренции с развитыми странами Запада. Предполагалось, что школа будет отбирать самых способных детей, чтобы обучать их в высших учебных заведениях. Для решения этой проблемы в 1917 г. был создан Чрезвычайный Совет по образованию.
Этот Совет был напрямую подчинен Кабинету, в его составе было около сорока членов, некоторые из них были членами Парламента, представителями правительственных учреждений и высших учебных заведений, представителями экономического мира. Они обсуждали и принимали решения по многим проблемам всей системы народного образования: начального, высшего, педагогического, политехнического, женского и образования взрослых.
Основное внимание Совета было сосредоточено на проблемах высшего образования. Он впервые одобрил учреждение частных, муниципальных и префектурных университетов и колледжей. Увеличение числа высших учебных заведений отвечало требованиям капиталистического развития страны, нуждающейся в специалистах с более высоким уровнем образования.
С другой стороны, было усилено моральное воспитание особенно на начальном уровне с целью борьбы против классового антагонизма и тенденций индивидуализма. Совет заявил, что распространение тенденций индивидуализма - результат отрицательного влияния западных идей и поэтому необходимо вернуться к своей японской культуре.