Развитие образования в Индии
Неоценимый вклад в историю индийской и мировой педагогики внес и Рабиндранат Тагор (1861-1941), выдающийся писатель, философ, прогрессивный общественный деятель. Подобно Ганди, Тагор считал, что выступление против колониальной школьной политики англичан является существенной частью борьбы индийского народа за свое национальное освобождение и возрождение.
Педагогические идеи Тагора основывались на древнеиндийских традициях воспитания молодого поколения. Однако, в отличие от Ганди, Тагор в большей мере призывал изучать и использовать достижения западной педагогики. Он получил образование в Англии и был хорошо знаком с новациями в этой сфере. Он сделал достоянием индийского учительства знание возрастных и психологических особенностей ребенка, учил глубокому уважению личности учащегося, настаивал на необходимости связи учебно-воспитательного процесса с жизнью.
Педагогические воззрения Тагора характеризуются демократизмом: он считал, что образование не может быть привилегией узкого круга людей и что знания полезны тогда, когда они служат всему народу.
Всемирную известность получила созданная им на собственные средства в имении отца школа - Шантинекетон (1905), которая работала по его программам и учебникам. В ней Тагор стремился осуществить свои общественно-педагогические идеалы и «положить начало новой Индии». Желая распространить просветительное влияние школы на индийскую деревню, в 1921 г. он организовал вблизи школы Институт сельскохозяйственных преобразований, больницу для крестьян, вечернюю и ремесленную школы. Эту свою практическую деятельность Тагор рассматривал как опытный участок Индии будущего.
Тагор доказывал, что родной язык является основой школьного образования. В него были заложены идеи упанишад, а конечной целью было провозглашение всемирной дружбы, мира и гармонии.
Учащимися школы Тагора были дети из различных местностей Индии независимо от кастовой принадлежности. Большую роль играло детское самоуправление. Все учащиеся вовлекались в активную общественно полезную деятельность среди населения и в своем хозяйстве.