Теория и практика социального воспитания в России до 1917 года
Дал свое понимание понятий социальная педагогика и социальное воспитание, выступая против сторонников свободного воспитания. Педагогические течения, ставящие в центре всего ребенка и его индивидуальные запросы, направлены на воспитание эгоиста, пользующегося всеми благами социального развития, но живущего только своими проблемами. Жизнь всегда и везде социальна, поэтому воспитание означает, что бессознательное случайное воздействие общества на детей должно стать сознательным и планомерным. Личность не может достигнуть идеала вне общества. Все это не исключает развития индивидуальных способностей и особенностей ребенка, а лишь «придает этой задаче новый смысл».
Не отрицал свободы в воспитании. Вне свободы воспитание превращается в дрессировку. Необходимо обеспечить связь свободы и добра. Признавал право ребенка на индивидуальность и свой путь развития.
Призывал признать учение об образе Божьем в человеке и глубокой ценности человеческой личности в православном сознании.
Согласовать идею личности с социальной средой возможно лишь через естественную, приводящую к возникновению коллективного духовного начала и благодатную соборность, которой является церковь.
Построил собственную возрастную периодизацию, основанную на том, что каждый период связан с различной установкой в душе ребенка.
Выделял периоды: