Сущность понятия ориентировочная основа деятельности

Аналогичными были результаты, получение при проведении эксперимента в профессиональном обучении, когда Решетова 3. А. провела исследования по формированию общего метода составления рациональной технологии обработки деталей при выполнении комплексных работ. Известно, что в традиционном обучении составлением технологии изготовления деталей занимаются специалисты-технологи. Рабочим остается только практическое исполнение. Естественно, что для каждого нового задания рабочим необходимы указания, которые следует давать уже в готовом виде.

В экспериментальном обучении был использован третий тип учения, и его возможности были показаны на примере формирования метода рационального выбора и последовательности обработки отдельных поверхностей деталей. После обучения учеников методу рационального выбора последовательности обработки деталей по третьему типу в 99% случаев рабочие провели правильный анализ условий, которые определяют выбор последовательной обработки и в 100% провели верную обработку на станке.

Аналогично, например, обучение сборке схемы при монтаже электрооборудования может осуществляться по-разному. В одном случае преподаватель устно излагает материал о деятельности при сборке , после чего обучаемые методом «проб и ошибок» начинают выполнять действия.

В другом случае преподаватель не только раскрывает сами действия, но и выполняет их совместно с обучаемым, направляя и корректируя их. Выполнение действий происходит на примере заданной конкретной схемы, действия формируются в конкретной форме, имеют устойчивые характеристики, но с трудом переносятся на нестандартные ситуации.

В третьем случае преподаватель представляет обобщенный пример. Например, при сборке схемы с различными способами соединения элементов преподаватель обучает сначала последовательному, а затем параллельному соединению этих элементов, независимо от типа схемы, подключая источники, приемники и измерительные приборы. Затем обучаемые самостоятельно собирают части схем, умея уже выполнять обобщенные действия. Для них несложно собрать любую схему с различных способов соединения элементов.