Современная отечественная философия образования: генезис и типология

Современная история философии образования в России охватывает пятнадцатилетний период. И все это время с большей или меньшей интенсивностью продолжаются дискуссии о самой правомерности употребления данной дефиниции в российском педагогическом контексте, ее соотношении с общей педагогикой, ее теорией и, главное, методологией, способах наполнения категории «философия образования» конкретным языком и что самое важное продуктивным смыслом.

В целом, подводя предварительные итоги, несомненно, что, несмотря на внешние признаки институализации – социальной, впрочем, в последнее время подвергаемой определенной деформации, герменевтической, – неоднократные попытки установить через «круглые столы» общую трактовку проблематики, философия образования в нашей педагогической науке по-прежнему с трудом обретает свое «место под солнцем» и имеет очень туманные перспективы. Связано это с целым комплексом причин объективных и субъективных, кадровых и гносеологических, научных и вне научных.

В данной связи, учитывая ситуацию перманентного кризиса, в котором пребывает область разработки данной проблематики, при трактовке генезиса ее становления и развития за последние годы необходимо обратиться к генетическим источникам. Охарактеризовать западные аналоги в их проекции на российское образование и осмыслять идейно-интеллектуальный фонд отечественной философско-педагогической традиции XIX-XX вв,, которую с известной долей условности можно рассматривать в контексте современной философии образования.

Хронологический отсчет философии образования как определенной исследовательской области, включающей в себя семейство исследовательских программ особого типа, начинается с 1940-х годов XX в. к началу ХХ1в. за рубежом сложилось устойчивое институализированное научно-философское сообщество, объединяющее в своих рядах и педагогов, и философов. Причем речь идет не просто о синхронизации проблем современной педагогики и философии, а о создании междисциплинарных исследовательских программ в соответствии с многочисленными аспектами образования, которые смогли бы дать ответы на вызовы современной цивилизации . Несмотря на широту проблем, рассматриваемых в русле западной философии образования, можно выделить пять кластеров, в которые укладываются основные направления исследований:



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  Следующая > В конец >>