Система оценки достижений учащихся в рамках профильного обучения
В соответствии с концепцией модернизации образования переход на профильное обучение становится обязательным условием модернизации школы, в связи, с чем в корне пересматривается сущность всех компонентов педагогического процесса – целей, содержания, форм, методов, системы контроля и оценивания учебных достижений учащихся. Основная идея обновления третьей ступени школьной практики заключается в поиске и создании необходимых условий, способствующих расширению возможности выбора и определения каждым школьником необходимого содержания образования, его объёма, индивидуальной траектории движения в образовательном пространстве школы.
Потребность в объективной оценке результатов деятельности человека всегда была и остается одной из самых значимых в любой сфере человеческой деятельности. И чем разносторонней, многогранней эта деятельность, тем сложнее оценить ее результат.
Объективная оценка уровня достижений учащихся предназначена для:
- получения объективной информации о достигнутых учащимися результатах учебной деятельности и степени их соответствия требованиям образовательных стандартов;
- выявления положительных и отрицательных тенденций в деятельности учителя;
- установления причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса.
К наиболее серьезным недостаткам относятся:
- направленность оценки исключительно на внешний контроль, сопровождаемый педагогическими и административными санкциями, а не на поддержку мотивации, направленной на улучшение образовательных результатов;
- преимущественная ориентация контрольно-оценочных средств на проверку репродуктивного уровня усвоения, на проверку лишь фактологических и алгоритмических знаний и умений.
Важна переориентация контроля на оценку способности применять полученные в процессе обучения знания и умения в различных жизненных ситуациях. Возможно, что для изменения сложившейся ситуации, в первую очередь, необходимо изменить практику установления оценки относительно идеала. Получение оценки по заранее сформулированным учителем (лучше - школой, государством) неизменяемым от урока к уроку критериям, лишает учителя возможности манипулировать учеником, делает школьника полноценным субъектом образовательного процесса.