Реализация социальным педагогом социально-профилактической функций
своевременное выявление детей и подростков группы риска;
оздоровление их внутреннего мира, преодоление психологического кризиса;
оказание разносторонней помощи нуждающимся через реализацию специальных реабилитационных, коррекционно-развивающих программ.
Основные принципы реабилитации следующие: учет региональных особенностей, социокультурной и экономической ситуаций в регионе; партнерство; разносторонность реабилитационных мероприятий; единство биологических, психосоциальных и педагогических методов; ступенчатость; индивидуально-личностный, гуманистический подход.
Приоритетами в создании реабилитационной службы являются:
1) охрана и защита прав, интересов и здоровья ребенка;
2) ранняя профилактика и коррекция девиаций развития;
3) общая гуманизация отношения к детям группы риска;
4) гуманизация педагогического процесса в учреждениях образования и семейного воспитания.
Объекты и субъекты реабилитации
1. Социокультурно и педагогически запущенные дети и подростки.
Самая распространенная категория детей группы риска, трудновоспитуемость и труднообучаемость которых обусловлена психолого-педагогическими причинами. Основными признаками запущенности можно считать недостатки ведущей деятельности (игра, учение), отклонения в поведении, трудности социальной адаптации. При отсутствии аномалии наблюдается дисгармония развития. Как правило, нарушена Я-концепция, система самосознания личности ребенка.