Развитие социальной педагогике в первобытном обществе

Уже в первые годы жизни ребенок активно вводился взрослыми в жизнь, входил в систему отношений между людьми. Дети наблюдали, копировали действия взрослых, важное место в воспитании принадлежало игре. С помощью игры моделировалась общественная, производственная, бытовая жизнь общины. Под руководством взрослых дети имитировали свое поведение в различных социальных ролях . Все большая специализация в трудовой деятельности по половозрастному признаку неизбежно вела к дифференциации воспитания мальчиков и девочек.

Воспитание носило общественный характер: дети принадлежали общине. Социальное воспитание в общине проходило в единстве с жизнью, оно было ее естественной и органичной частью и не рассматривалось как подготовка к будущей жизни. Высокая эффективность социального воспитания обеспечивалась могучим фактором – единством требований, предъявляемых подрастающим поколениям общиной, воспитателями, самой жизнью; устойчивостью этих требований.

2. Обряд посвящения. Социально-педагогический смысл инициации

Существует мнение, что исчезновение посвящения является одной из характерных черт современного мира. Будучи важной особенностью традиционных обществ, в современном обществе посвящение практически отсутствует. Конечно, следы таинств посвящения в той или иной мере присутствуют и в настоящее время. Например, в христианстве крещение в основе своей – один из обрядов посвящения.

Очевидно, существует множество типов и вариантов посвящения, соответствующих различным социальным структурам и уровням культуры. Обычно под инициацией понимают совокупность обрядов и устных наставлений, цель которых – радикальное изменение религиозного и социального статуса посвящаемого. К концу испытания неофит обретает совершенно другое существование, чем до посвящения: он становится другим. Из различных категорий посвящения, посвящение, связанное с достижением половой зрелости, с взрослением, особенно важно для понимания человека. Там, где они существовали, обряды возрастного перехода были обязательными для всей молодежи племени. Чтобы получить право быть допущенным в сообщество взрослых, подросток должен был пройти через ряд обрядовых испытаний и получить знания, заключенные в них.