Развитие образования в Швейцарии

В первой половине XX в. было создано с полдюжины школ-пансионатов (интернатов) по образцу германских сельских воспитательных домов - приютов, четыре из которых находились в немецкоязычной и два во франкоязычной частях Швейцарии. Эти воспитательные учреждения отличало то, что они стремились к обновлению культуры и образования путем преобразования обычных школ в сельские школы-пансионаты. Естественное и в то же время культурное образование должно было помочь сельскому школьному обществу осознать себя школьной общиной, государством в государстве «микрокосмом». Ранее упоминавшийся Адольф Ферьер, изучивший опыт движения сельских воспитательных домов в Германии и Швейцарии, охарактеризовал сельскую новую школу как школу-пансионат, как интернат семейного типа, где источником интеллектуального развития служит ручной труд в игровой форме. Важная роль отводилась нравственному воспитанию с опорой на практику, на опыт, с тем, чтобы учащиеся в значительной мере сами вырабатывали нормы своего будущего поведения. В первой трети XX в. в Швейцарии было создано свыше двадцати сельских воспитательных домов (приютов), задуманных в духе упомянутого ранее движения реформаторской педагогики.

Одно из направлений реформаторской педагогики, успешно развивавшееся в Швейцарии, связано с педагогом из Вальдорфа Рудольфом Штейнером. Широко известный педагог предпринял попытку преобразовать всю школьную систему и прежде всего интеллектуальную жизнь школы с позиций антропософии1. Его первая школа, действующая в соответствии с принципами вальдорфской педагогики, была основана в 1919 г. в Штутгарте, затем последовали похожие учреждения в других городах Германии. Со Швейцарией Штейнер был связан благодаря антропософскому обществу в Базеле. В 1920 г. Штейнер прочитал для учителей в Базеле курс педагогики на антропософской основе, а через год - курс лекций в Дорнахе. Эти связи способствовали признанию и учреждению школ Штейнера в Швейцарии. Первая такая школа была открыта в 1926 г. в Базеле. В 70-80-х годах аналогичных школ в Швейцарии было уже 25 (данные 1987 г.). Этот тип школ представляет собой альтернативу обязательным государственным школам.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  Следующая > В конец >>