Работа социального педагога в учреждениях дополнительного образования

Словом "досуг" мы обозначаем широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами учебной работы. Эту зону ученые часто называют рекреативной, т. е. зоной отдыха, восстановления духовных и физических сил. Другая ее функция — развитие способностей, склонностей и интересов, третья — свободное общение со значимыми для ребенка людьми.

Опираясь на опыт работы с детьми и подростками в сфере свободного внеучебного и каникулярного времени, а также на многочисленные исследования, проводимые в этой области, можно сделать выводы о преобладании ценности досуга для школьников над учебной деятельностью. Это связано прежде всего со свободным выбором разнообразных форм проведения досуга, неформальностью общения и свободой творчества. Это возможность использования многовариантности социальных ролей, которые примеряют на себя ребята. Вот почему роль социального педагога как организатора содержания досуговой деятельности неоценимо важна, особенно для ребят подросткового возраста. Именно в этом возрасте формируются и развиваются такие социально значимые качества личности, как рефлексия, самооценка, самосознание. Социальный педагог организует досуг детей таким образом, чтобы это служило успешным условием развития социально значимых качеств личности. Для этого необходимо прежде всего представить работу социального педагога в трех аспектах: диагностическом, организационном и просветительском.

1. Диагностическое направление деятельности социального педагога.

Диагностика мотивации, потребностей и интересов ребят в досуговой сфере проводится с применением следующих методов и форм работы:

- проведение анкетирования, опросов, тестирования интересов и склонностей (возможно, совместно со школьным психологом и родителями);

- индивидуальное собеседование, заполнение "Карты интересов" (на каждого ребенка или только на проблемных подростков из категории "трудных"): какие кружки и секции посещают, соответствуют ли занятия психофизичебским индивидуальным возможностям ребят, необходима им помощь и т.п.;