Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема
● Согласно Концепции, школа должна предоставить ученику все профили обучения, при этом вполне возможен вариант, когда только 1–2 школьника желают обучаться по какому-то из профилей. В условиях большого города эта проблема разрешима за счёт объединения нескольких образовательных учреждений; в небольших населённых пунктах – практически неразрешима либо разрешима в перспективе путём реализации дистантных технологий профильного обучения.
● Трудности с организацией внеурочной работы по избранному профилю с учащимися, у которых мотивация к интересному, творческому содержанию внеклассной работы очень высока, но поскольку организация таких мероприятий требует дополнительных и немалых вложений, а кроме того, в 1990-е гг. произошло значительное вырождение внеклассной работы по предметам в массовой школе, такая работа не всегда проводится качественно или совсем не проводится .
Рассматривая социально-педагогические проблемы введения профильного обучения, среди них можно выделить три основные группы, охватывающие, соответственно, отношения «школа – вуз», «школа – профессиональная сфера» и «школа – общество». Первые две группы проблем имеют в своей основе конфликт интересов субъектов профилизации обучения. Это связано с тем, что профильное обучение находится в центре как объективных, так и субъективных интересов различных социальных субъектов (общество в целом, профессиональная сфера, высшее, среднее и начальное профессиональное образование, школа, учащийся и его родители).