Понятие учебной мотивации

Мотивация - это побуждения или так называемые психические явления, ставшие побуждением к выполнению или иного действия, поступка, которые определяют активно личности и ее направленность на достижение запланированного результата.

Мотивационное поведение - это результат действия двух факторов: личностного и ситуационного.

Личностный фактор - это потребности, мотивы, установки, ценности. Ситуационный - внешние окружающие человека условия, такие, как поведение других людей, оценки и реакции окружающих.

Мотив - осознанная потребность, вызывающая активность человека и определяющая ее направленность.

Стимул - субъективно воспринимаемая побудительная причина , вызывающая направленную активность человека. В некоторых случаях стимул может стать мотивом, для чего он должен быть осознан, «переработан» личностью и отражен в ее сознании. В этом случае можно говорить о мотивировке или мотивированном поведении личности.

Мотивировка - объяснение человеком причин своих действий с ссылкой на обстоятельства, побудившие его к выбору данного действия. Мотивировка может выступать как одна из форм осознания человеком действительных мотивов его поведения.

В современной педагогической и психологической литературе выделяется два типа мотивации - внешняя и внутренняя.

Внешняя мотивация основана на поощрениях, наказаниях и других видах стимуляции, которые или направляют, или тормозят поведение человека. При внешней мотивации факторы, регулирующие поведение, не зависят от внутреннего «я» личности.

В основе внутренней мотивации находятся факторы, исходящие из самого внутреннего осознания личностью своего поведения, они не зависят от поощрений, кроме собственной активности. «Люди вовлекаются в деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения другой цели» .

Внутренняя и внешняя мотивации по-разному влияют на результативность обучения.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  Следующая > В конец >>