Педагогическая концепция проблемного обучения

Цель может быть переведена в задачу, если ввести в нее ряд условий, например: определить способы внедрения технологии проблемного обучения при сохранении других педагогических технологий или определить способы внедрения проблемного обучения в образовательный процесс, установив оптимальное соотношение между репродуктивными и проблемно-поисковыми методами обучения. Еще один пример: определить способы внедрения проблемного обучения в учебно-педагогический процесс при соблюдении необходимого минимума самостоятельных работ студентов исполнительного и творческого направления.

Из этих примеров видно, что задача всегда ближе к разработке программы действий, чем проблема. Задача стимулирует и проектирует необходимые решения, ориентирует предполагаемые действия, направляет их благодаря введенным ограничениям, условиям, тем самым конкретизирует действия. Однако задача остается проблемой до тех пор, пока детализация действий оставляет некоторую свободу для выбора способа решения, ответ формируется творчески, а не путем применения готовых формул или алгоритмов, не подстановкой известных способов решения, а посредством поиска творческого решения.

Таким образом, неопределенность, включенная в учебно-познавательную ситуацию, составляет структурную особенность проблемного обучения. Образуется проблемная ситуация, ситуация интеллектуального затруднения для обучающихся при осуществлении ими познавательного процесса, цель которого — решение поставленной проблемы. Структурный замысел проблемного обучения заключается в создании психологического стимула к поиску действий и способов ориентации в обстановке. Педагогическая конструкция проблемной ситуации образует задачу, а не суждение, не поддающееся анализу и лишенное какой бы то ни было педагогической установки на его осознание и предполагаемые практические действия. В этом и состоит психолого-педагогическая сущность управления учебной деятельностью с помощью задач, дающих теоретическую и практическую ориентацию обучающимся в целях получения ими знаний и умений осуществлять творческую деятельность. Проблемное обучение технологично. Оно является современной педагогической технологией обучения, развивающей познавательную деятельность и способствующей формированию профессиональной направленности мышления.