Мотивационное управление в деятельности социального педагога

На основе психолого-педагогической диагностики с учетом потенциальных возможностей, способностей ребенка, его стремлений, потребностей, а также с помощью такого приема, как перевод негативных качеств личности в позитивные, выстраивается норма-образец возможных достижений ребенка, что и может являться генеральной целью в программе его личностного развития. Соответственно определяются и актуальные цели. А далее через использование различных методов мотивационного управления -создание ситуации критической самооценки, ситуации установки, ситуации успеха и др. – педагог осуществляет целенаправленное воздействие на мотивационную сферу личности ребенка, в результате чего у него появляется потребность к саморазвитию.

Мотивационная готовность ребенка к самовоспитанию – то самое «хочу», и является «семенем», из которого вырастет «деревце», приносящее плоды. Насколько сильной будет потребность к самосовершенствованию, настолько сильными сформируются и «корни». «Корни» – это способности, возможности ребенка, то положительное в его личности, на чем и будет строиться процесс самовоспитания, т.е. его «могу». «Ствол дерева» – это обеспечение «делаю», т.е. прилагаемые ребенком усилия для достижения цели: чем больше усилий, тем мощнее «ствол». Перед нами технологический цикл построения ребенком собственного «Я». В соответствии с выявленной мотивационной готовностью ребенка строится исполняющая программа. Задача социального педагога – научить ребенка конкретным способам, приемам самоорганизации, самореабилитации и др. «Крона дерева» – это актуальные цели. И наконец, «плоды» – генеральная цель – результаты личностного роста, работы над собой, то, чего хочет достичь ребенок в результате самовоспитания – то самое «получаю». Соответствует ли оно изначальной позиции «хочу»? Это будет зависеть от того, насколько сильными были «корни», «ствол дерева». Выявление и определение условий, социальной среды референтных лиц, способных позитивно влиять на подростка, а также негативных тенденций, тормозящих личностный рост, поиск и осуществление эффективных путей и способов нивелирования, коррекции негативных влияний в микросоциуме и использования позитивных факторов в качестве надежных компенсаторов – вот те задачи, которые призван решать социальный педагог, помогая ребенку в его саморазвитии.

Успешная реализация управляющей программы зависит от того, насколько грамотно осуществляет педагог многоуровневое планирование, многоуровневую организацию, многоуровневый контроль и многоуровневое регулирование.