Методика анализа учебной литературы

Как отмечалось анализ учебной литературы является чрезвычайно важным этапом работы преподавателя при его подготовке к занятиям. Целью такого анализа является выявление опыта преподавания учебного материала и выбор наиболее оптимального учебника для его дальнейшего использования. При этом также определяются недостатки имеющейся учебно-методической литературы и намечаются способы их компенсации с целью подготовки единой педагогической системы и завершенного учебного процесса.

Продуктом деятельности при анализе учебной литературы является перечень необходимых для учебного процесса учебников с четким указанием порядка и последовательности их использования.

Для определения алгоритма деятельности преподавателя по анализу источников информации следует обратиться к требованиям, предъявляемым к учебной литературе.

Идеальный учебник или комплект учебной литературы «представляет собой модель педагогической системы» и в соответствии с этим должен включать в себя все элементы педагогического процесса .

Целевой компонент проявляется в том, что при подборе учебника необходимо определить: для кого он предназначен, какие умения приобретаются обучаемыми при его освоении, на каком уровне они формируются и каковы критерии оценки деятельности обучаемых после освоения им учебного материала. Эти положения должны быть детализированы по каждому из разделов учебника. Уровень усвоения обосновывается и раскрывается в предисловии к учебнику и его разделам с помощью различных инструкций. В предисловии должна быть указана структура каждого из разделов и порядок работы с учебником. После ознакомления с предисловием у обучаемого и преподавателя должно сложиться четкое представление о результатах учебной деятельности, осуществляемой с помощью данного учебника, т.е. о том конкретном приращении опыта личности, которое будет получено. В этом случае можно будет отметить, что цель «диагностична». Как правило, такая методика описания цели в большинстве учебников для систем профессионального образования отсутствует. В лучшем случае в предисловиях указывается, для каких специальностей и специализаций, а также уровней квалификации предназначен тот или иной учебник. Отсутствие подробного описания цели учебной литературы затрудняет процесс выбора необходимого учебника, а также дальнейшую работу с ним.



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  Следующая > В конец >>