Главные мысли о педагогике

Главные мысли о педагогике

Ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками…а только искусствами… Педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, потому что она стремится удовлетворить величайшей из потребностей человека и человечества – их стремлению к усовершенствованиям в самой человеческой природе: не выражению совершенства на полотне или мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека – его души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек. Педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности. Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств .

Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукой воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство… Кто имеет основательное и полное познание науки воспитания, тот называется теоретическим воспитателем; кто же приводит успешно правила воспитания в исполнение, т.е. в самом деле воспитывает, тот есть практический воспитатель и педагог .

Педагогика имеет своим предметом все то, что служит к возвышению человека посредством воспитания на ступень, сообразную его сущности .

Педагогика – прикладная наука. Наука «не о сущем, а о должном», исследующая не то, что есть, а то, как необходимо поступать. Это наука «об искусстве деятельности» .

На педагогику смотрят как на практическую науку, педагогика даже не наука, но искусство…Педагогика есть не что иное, как прикладная философия .

Лучше говорить о педагогике как о науке и искусстве… Классическая педагогика имеет универсальный стержень … – гуманизм в подходе к ребенку в педагогическом процессе .