Формировании индивидуального инструментария исследователя истории педагогики

Актуализации историко-педагогического знания в условиях модернизации образования свидетельствует о складывании отношения к нему как одному из инструментов развития современной педагогической теории и практики. На «кольцевом маршруте» культуры сжимающееся историческое время заставляет исследователей оперировать не категориями прошлого, настоящего и будущего, а исследовать настоящее прошлого и настоящее будущего . Именно на этом основании происходит сегодня обращение к истории педагогической мысли и практики как «неувядаемому заказнику идей» .

В этой связи остро встает вопрос о выстраивании такой методологии историко-педагогических исследований, которая позволит обеспечить высокое эвристическое и практическое значение их результатов. Сегодня достаточно часто среди историко-педагогических работ можно встретить представление результатов первичного, эмпирического обобщения определенного массива теоретического и практического опыта педагогов того или иного периода без достаточного теоретического осмысления этого опыта, что вносит некоторый вклад в науку, но мало значимо для современной практики. С другой стороны, появился и новый жанр исследований – историко-педагогическое «фэнтази», в котором реконструкция событий прошлого совершается по придуманным со-временным исследователям схемам таким образом, что приходится только удивляться, как стройно и правильно развивалась наука и практика прошлого.

Историко-педагогическое исследование будет актуальным, а результаты его будут характеризоваться научной новизной, теоретической и практической значимостью при условии получения целостного знания как продукта обобщения, синтеза и реконструкции теоретического и практического опыта ушедшего времени, и представления его в виде, определяющем его эвристичность для решения современных проблем науки и практики.

В этом смысле современное историко-педагогическое исследование от-носится к научно-информационному типу исследовательской деятельности. Понятие о научно-информационной деятельности встречается в работе Пыхтиных «Наука как социальный и гносеологический феномен», где отмечается, что в результате современных революционных преобразований в науке и технике наряду с фундаментальными, прикладными исследованиями и опытно-конструкторскими разработками возник новый тип исследовательской деятельности – научно-информационный. Объектом его исследования является научная информация, содержащаяся в книгах, статьях и других формах объективации результатов научно-исследовательской деятельности. То есть научно-информационное исследование – это извлечение нетривиальных знаний из существующих массивов объективированных результатов прошлой исследовательской деятельности ученых .



<< В начало < Предыдущая 1  2  3  4  5  Следующая > В конец >>